Корзина
155 отзывов
Магазин материалов для свечейУзнать
+79064615000
+7(952)430-66-49
+7(920)581-94-31
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
Оборудование для производства свечей от НПК Сергея Маузера
Корзина

Хоть святых выноси

Святые — это иконы в древнерусском обиходе

 

Чем ближе к церкви

Заглянул в  ближайший храм купить свечу. И оторопел: цены зашкаливали. Недавно ещё самые маленькие, самые доступные стоили по 5 рублей за штуку. Брал сразу несколько десятков: и у образов поставить, и домой принести (есть такая слабость — люблю ровную волшбу свечного очищающего пламени). И в праздники, в будни, и  в горе — как без неё?

А сейчас смотрю на цену и не верю глазам: сразу — и в два раза! — повысили статус малышки. Почему не шесть, не семь, а сразу десять? Вот рядом свеча, которую помню еще за немалые 80 рубликов, тоже прилично подросла, но не на 100 процентов, а на 20 рублей — до круглой сотни, значит. А та, что сотню и стоила, теперь полторы.

Примерно в этом же режиме пошёл рост на остальные дорогие сорта, которые иной богатей берёт, не глядя на ценник. Зато подросток передо мной долго вытряхивает мелочь из кармана, просит три, потом извиняется — две (по десять). А ещё несколько милых бабушек, живущих на ущербную капиталистическую пенсию "по-русски", похоже, завсегдатаи храма, до молитвенного возжигания скромных свечей тоже аккуратно отсчитывают копейки, в которые превратились рубли. И тихо вздыхают (как всё дорожает!).

Мирские аппетиты у нашей матери-церкви сегодня. Зато храм стал вроде темнее: раньше все подсвечники усеивали горящими свечами так, что было жарко смотреть. И часто даже приходилось искать место, куда пристроить свою свечу. А  сейчас горит сиротливо одна (две-три). Есть и абсолютно пустые подсвечники. Или такой день?

Венчания редки, но случаются. Зато отпевают почти каждый будний день. И значит, канун (это такой специальный подсвечник, куда ставят свечи за усопших) всегда полон огня после обеда. Но не сегодня.

Иконы тоже не сияли прежним светом, какой то полумрак царил во всем. Или это всегда бывает, когда власть денег побеждает душу (дух)? Призадумаешься тут...

Вспоминая Алексия

А поразмыслив, вспомнил предыдущего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, призывавшего духовенство...

Впрочем, информация эта и сегодня в Сети, РИА "Новости" констатирует: очень важное заявление он сделал в церковно-научном центре МП "Православная энциклопедия" накануне первого в 2005 году заседания епархиального совета Москвы.

"Ценники надо снимать даже со свечей. Эту порочную практику необходимо прекратить", — сказал Алексий II. Патриарх напомнил, что ещё на минувшем епархиальном собрании духовенства столицы довольно жестко поставил вопрос о "торговле благодатью". "Особенно прискорбно видеть, когда вывешиваются в храмах ценники на совершение тех или иных богослужений, треб, Таинств Церкви", — отметил Алексий II.

По его словам, "те, кто подобно Троице-Сергиевой Лавре и Псково-Печерскому Успенскому монастырю перешли на добровольные пожертвования, не определяя цену на свечи, оказались в итоге в более выигрышном положении".

Но с 2009 года у нас другой церковный владыка, Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев). С восшествием его на патриарший престол грянул новый скандал (старый, это когда ещё митрополита (Гундяева) прозвали — не взыщите за прямоту, "табачным" — за торговлю сигаретами и алкоголем, разумеется, во благо церкви). Зато народ, затаив дыхание, следил уже  не за воскресными проповедями первосвященника, а за судебной тяжбой (вокруг загадочной нанопыли от соседа по апартаментам, потянувшей на 20 миллионов  — в пользу, понятно, Владимира Михайловича). А ещё — явление, потом чудесное испарение с патриаршей руки (на фото) дорого хронометра, оставившего зеркальное отражение на столе...

В общем для себя я сделал вывод, что при новом рулевом церковь быстро наверстает упущенное за годы гонений и органично впишется в капиталистическое сегодня.

Не Христа ради

Здесь уместно вспомнить и самого Христа (по версии евангелиста Иоанна): "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли." (Ин. 2:13-16)

По иронии судьбы, патриарх Кирилл, сопровождаемый тогдашним губернатором Хорошавиным, отметился и в нашем скромном храме, где цены, как и во всей островной епархии, в основном тоже вдруг подросли. Храм, к слову, небольшой, зато ухоженный внутри и снаружи: летом клумбы, фонтанчики, море зелени. Для детей — игровой городок, для взрослых — удобные лавочки, беседка. Во многом чувствуется неподдельная забота, рука мастера и пастыря.

К слову, настоятель всегда приветлив и подтянут. О нём, наверное, впору книгу писать или фильм снимать (рассказывают, успел послужить в секретной государственной службе, до майора дорос, потом вдруг резко оставил это дело и принял церковный сан). Семьянин. Причём, в отличие от ряда других, замечен не был ни в одном из противостоящих лагерей (в период публичных разборках, сотрясавших островную епархию при эпатажном епископе Аркадии).

От Аркадия до Тихона

На моей памяти в островной епархии было несколько архипастырей: Аркадий (Афонин) (1993-1997), Ионафан (Цветков) (1997-1999), Аркадий (Афонин), 2 раз (1999-2001), (несколько месяцев управлял еп. Марк (Тужиков) из Хабаровска, Даниил (Доровских) (2001-2010) и его старший брат Тихон (Доровских) (с 2011 по настоящее время).

Так вот, за все эти 22 года, что действует Сахалинская епархия, только в 2015 году ценники в храмах островной области резко прыгнули вверх.

Серьезно подорожали не только свечи. Лампадное (вазелиновое) масло, производимое из нефти, тоже. Стоимости крестиков, икон, цепочек, перстней, колец, кулонов и прочего, прочего добра — в т.ч. из  драгметалла, от греха подальше, вообще не будем сегодня касаться.

Так вот, самое главное: взметнулись к небесам не только свечи, а и церковные требы: теперь любая записочка в кафедральном Воскресенском соборе Южно-Сахалинска имеет твердую цену. В зависимости от числа имен, которые прихожане вписывают для молитвы (за здравие, за упокой). За каждое имя теперь надо платить твёрдую цену (10 рублей). К примеру, у меня родных и близких, друзей, добрых товарищей не один десяток наберётся. Условно говоря, человек 25 (это по церковному пересчёту тянет уже на 250 рублей). Примерно столько же ушедших в мир иной (ещё плюсуем 250). Не считая благодарственного молебна любимым святым...

Ещё недавно все эти требы стоили ровно столько, сколько человек пожертвует сам: может, пять рублей, может, 50 или 500, или 5000 — по кошельку и довольствию. Теперь же, простите уж за прямоту, — как в супермаркете. И никакого торга: чай, не на базар пришли.

Если отважно заказать сорокоуст (читается, говорят, 40 дней), то одно имя уже обойдётся в ... 200 рублей. Только пять имен, а уже тысяча набежала. Ну, и так далее. А было сто рублей. Но ведь не всё же мы везём из-за границы, да?

А ещё ведь есть крещение, венчание, отпевание...

Понятно, что и раньше бесплатных услуг вроде как не было, зато были слова "сколько пожертвуете". Теперь чётко по прейскуранту (за исключением нескольких окраинных храмов, где пока сохранились ещё послабления местного батюшки). Зато в целом воцарилась привычная для магазинов и удивительная для храмов — коммерческая практика. Лично я  совсем не уверен, что она понравилась бы Христу, которому РПЦ служит. Скорее, наоборот.

Кто не без греха

Сейчас у нас — владыка Тихон (в миру Виктор Григорьевич Доровских), архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский, тих и пригож. Разве что иногда его можно заметить вплывающим в модный ресторан, подчас в свите с хорошо узнаваемым местным городским избранником. Сразу прочь гоним мысль, что резкая наценка на свечи — наша общая плата за дорогую кухню... Потому что почитание сана у многих в крови. Опять же депутат — совсем не бедная "церковная мышка" настоящий хозяин строений и заведений. Значит, вполне может угостить.

А уж для первого-то в истории островной епархии архиепископа — конечно, всегда найдутся желающие попотчевать разносолами: кто не без греха?

Так вот, именно к владыке Тихону, и отослала меня за разъяснениями матушка, торгующая свечами, лампадками, иконками, золотом, серебром и прочим добром при храме.

Звоню в епархию, объясняю причину ("уж не завозим ли свечи из Америки?"), прошу аудиенции. В ответ мне говорят, что владыка в отъезде. И никто, кроме самого, ничего объяснить мне не сможет. Правда, на том конце провода робко предположили, что, возможно, подорожала доставка.

Что ж, проверим. В аэропорту узнаю, что перевозки, конечно, не подешевели после ухода "Трансаэро" (примерно на 10-15% прыгнули). Но усомнились, что церковь возит свечи самолетами. Железная дорога тоже удивилась: шутите, епархия будет возить свечи огромными 20- и 40-футовыми контейнерами?! (Иных у РЖД давно просто нет, о чем знают мученики-переселенцы на материк). Зато есть совсем другие и негромкие варианты поставок. Но главное совсем в другом: иные солидные производители готовы брать накладные расходы на себя, фактически оплачивая доставку.

Чтобы это понять, грузимся в  Интернет. Узнаём, что цены от поставщиков-производителей в РФ не менялись много лет (выросли, в основном, в живущем под обстрелами приграничном Донецке). Зато обычный отечественный парафин, может быть, частью с отечественным же стеарином — просто смешные копейки. Широк выбор изделий искусственного воска (из нефти и с добавлением натурального продукта). Но меня больше заинтриговали настоящие свечи, из пчелиного воска, те, что тянут у нас и на 200, 300, 500 и более рублей за штуку. Ну куда ещё выше? Может, сразу по тысяче сделать? Или открыть островной свечной заводик — почему не подсказать новому губернатору?).

А, например, известный МЦУ "Благовест" восковые крученые предлагает по 45, 60 и 80 рублей (последние вообще 40-сантиметровые). Плюс скидка до 30 процентов. Плюс, повторю, возмещение расходов на доставку...

Что касается свечей самых маленьких, которые хотелось бы видеть доступными для всех: "Богослужебные восковые №140, пачка 2 кг, 700 штук", можно купить за 420 рублей или 1 рубль 66 копеек за одну. Это в розницу. А церковным оптовикам и постоянным покупателям  — напомню еще раз — приличные бонусы, скидки. То есть свеча обойдется примерно в 42 копейки. Правда, уже мастерская церковной утвари предлагает свечу восковую вообще за символические 24 копейки. Или четыре за один рубль! И тоже приличные скидки (за оптовую покупку или постоянство)... Выбор широк и доступен.

Откуда же взялись 10 рублей да еще подчас за банально искусственные?

Откровения отца Василия

Опять звоню в епархию в надежде, что владыка Тихон уже вернулся. Но уточнив причину звонка, меня на это раз перенаправили за разъяснениями к отцу Василию (Василию Иванову), настоятелю Воскресенского собора (хотя формально настоятель кафедрального собора — сам владыка Тихон, а отец Василий — ключарь и наместник возводимого гиганта на площади Победы и нескольких при лечебницах).

Так вот, дозвонившись до отца Василия, узнал много нового. Нет, в отличие от былого владыки Аркадия, он не стал повышать голос и сходу сомневаться в умственных способностях вопрошающего, а сразу перешел к сути. И поведал, что даже матушкам, торгующим церковной утварью, мол, тоже надо платить ("хотя бы по 25-35 тысяч в месяц"). А откуда их взять, если не с паствы?

Так вот, отец Василий также рассказал о повсеместных проблемах с жильем ("у меня, к примеру, четверо детей, а нормальной квартиры нет"). В стеснённых условиях и некоторые другие клирики. Это стало причиной отъезда двух начинающих пастырей на Большую землю (случилось сие неприятное событие, правда, не у нас на островах, а в магаданской епархии, но дополняет неприглядную общую картину.)

Однако я совсем не уверен, что поднятие цен на свечи и требы в южно-сахалинском Воскресенском соборе поможет решить квартирный вопрос на Сахалине о.Василию и иже с ним, а тем паче на Колыме. Это, думаю, общая напасть РПЦ, которая уж больно лихо увлеклась строительством новых приходов, а не жилых домов для клириков. Как если бы старые храмы уже повсеместно были переполнены прихожанами. Отнюдь. Тогда зачем "огород городить"? И откуда деньги брать на строительство, потом на содержание новых? Опять цены поднимать на свечи? Пытаться с помощью "доброго губернатора" наклонять бизнес, чтобы жертвовал на церковь? Другого варианта лично я не вижу: у нас и так РПЦ превратилась в  очень мощную коммерческую структуру, неподконтрольную, впрочем, государству (и пастве!).

Подумал даже: а не заморозить ли в Южно-Сахалинске строительство откровенно помпезного православного ансамбля на площади Победы — до лучших времен? Вон большинство из существующих уже соборов, заметно меньших по объёму, пустуют по большей части. Разве нет? Заморозить новострой, пока в самой церкви не решат скрытые от глаз прихожан и сочувствующих непарадные проблемы с жильём и зарплатой служителей культа. А высвободившиеся миллионы (или миллиарды) пустить пока на более важное и насущное — возведение добротного многоэтажного дома для всех бездомных батюшек...

Но не поспел я с этим предложением — священник очень торопился.

Вопросы без ответа

Порой говорят: чем ближе человек к церкви, тем дальше он от Бога. Эту крылатую фразу приписывают Льву Толстому, в своё время отлучённому от церкви. Ему принадлежат и слова, весьма актуальные сегодня, что "деньги — это новая форма рабства, которая отличается от прежней своей обезличенностью, поскольку между хозяином и рабом отсутствуют человеческие отношения."

Тем не менее, церковь, формально отделённая от государства, должна на что-то жить. Сейчас вновь после былой опалы она обласкана именно властью. Но вдруг оказалось: жить в современном мире, где столько соблазнов (от машин до яхт, самолётов и прочего) трудно иным её пастырям, особенно верховным. Не в силах они отторгнуть и низвергнуть мирские радости, а то и страсти. Слаб человек, что тут скажешь. И как быть? Всё же, полагаю, не за счёт поборов с самых бедных, беря пример с чиновников и депутатов. Верно?

Как верно и то, что иногда полезно вспоминать, какие обеты даёшь и ограничения на себя берёшь, уходя из светской жизни в мир церкви, служения Христу. Или это только иллюзия и обман?

Рядовой священник юридически как бы не существует и трудится у нас в РФ по сути в правовом вакууме. А государство и РПЦ, похоже, дружно ограничивают гражданские права священнослужителей. Остаётся уповать лишь на всевышнего, чтобы защитил рядового священника и его семью, даровав ему и юридическое право трудиться по профессии. Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз.

Но вернёмся на землю, к тому, с чего начали — свечам. Я не поленился и позвонил близким в один из самых дорогих городов — Санкт-Петербург. И  услышал, что, например, на Васильевском острове в подворье Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь свечи вообще не продают: они у входа в храм горками на столике, и каждый волен выбрать нужные, что-то пожертвовать (рядом стоит ящичек, туда можно бросить и рубль, и сто, и тысячу — кто сколько может или хочет). Подобную картину я наблюдал на Кипре в храме греческой православной церкви. Никаких продавцов. Никаких ценников. Та же практика, говорят, и в Сретенском монастыре Москвы.

Тогда зачем такие цены и такое недоверие к пастве на самых дальних островах России? Ответ о.Василия меня не убедил.

Полагаю, конкретно на Сахалине имеем дело еще и с обычной человеческой жадностью. Только и всего.  Источник: https://www.sakhalin.info/weekly/109656

Другие статьи